Главная/Советы специалистов/Кабинет педагога-психолога/Психологическая копилка/Песочная терапия
Песок - это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира. Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всѐ заново.
Песо́чная терапи́я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии (оснаватель направления – К.Г.Юнг) . Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком.
Цель - достижения эффекта самоисцеления посредством спонтанного самовыражения. Человек ощущает себя творцом и через свое творение трехмерно выражает свой внутренний мир.
Решает следующие задачи:
-
Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
-
Способствовать обеспечению психологического благополучия и здоровья детей, снижению психофизического напряжения, стабилизации эмоционального состояния.
-
Развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, логическое мышление, используя нестандартные методы, приемы и средства обучения
-
Пробуждать речевую активность, делиться своими впечатлениями и переживаниями, обогащать словарный запас.
-
Развивать фантазию и воображение, творческие способности.
-
Совершенствовать навыки позитивной коммуникации, сотрудничества, умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу.
-
Коррекция нежелательных форм поведения (агрессивность, гиперактивность, замкнутость и др.)
Противопоказания к использованию песочной терапии:
Оборудование: песочница и различные фигурки. Рекомендуется выкрашивать дно песочницы голубым цветом
Набор игрушек для песочницы может быть самым разнообразным, но все равно есть определенный минимум.
-
Люди – это могут быть фигурки людей всевозможным профессий.
-
Животные – дикие и домашние.
-
Растения – деревья и кусты, а также плоды растений.
-
Сказочные и мифические существа – драконы, рыцари, принцессы, герои и злодеи, персонажи из мультфильмов.
-
Архитектура – дома, замки и другие строения.
-
Природные объекты – камни, шишки, желуди, фрагменты коры деревьев, ветки и прочее, ракушки.
-
Бижутерия – искусственные камни, всевозможные разноцветные бусинки.
-
Посуда.
-
Транспортные средства.
-
Я спользую в работе манной крупой (сухим песком) и кинетическим песком (мокрым).
Виды занятий:
-
Развивающие (познавательные) игры на песке. Цель - расширение представлений ребенка об окружающем мире «проигрывание»разнообразных жизненных ситуаций
-
Коррекционные игры. Цель - коррекция эмоционально-волевых нарушений (гиперактивности, агрессивности,тревожности)
-
Психопрофилактические игры. Цель - снятие психоэмоционального и мышечного напряжения
Особенно показана песочная терапия детям со следующими проблемами:
-
Невротические нарушения: повышенная тревожность, энурез, тики, заикания и прочие
-
СДВГ
-
Фобии, страхи, тревожность, панические состояния
-
Кризисные ситуации (утрата, разлука, развод родителей, рождение сестры или брата)
-
Нежелание рассказывать о себе
-
Конфликтная ситуация со сверстниками
-
Замкнутость, подавленность, низкая самооценка, застенчивость
-
Различные межличностные и внутриличностные конфликты